МБОУ "СОШ № 10"

171080, Тверская обл., г. Бологое, пер. Школьный, д. 9

Телефон горячей линии +7 (48238) 2-21-73

sch-10.bologoe@mail.ru

Музыка и культура Украины

Цели:

-- формирование у школьников конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры,

- развитие познавательного интереса, творческой активности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, дружеских от­ношений.

Оборудованиенабор карточек « Настроение»

Музыкальный материал: Русская народная песня « Калинка», украинская песня « Во станиченьке», русские балалаечные наигрыши, украинский танец « Гопак» в исполнении струнных инструментов.

 

 

Ход урока

 

Приветствие «Музыкальный звонок» . Е. Титчеевой.

Учитель. Добрый день! Я проводник поезда. Нам пора от­правляться в путешествие. До отправления поезда осталось 5 минут. Чтобы путешествие было удачным, мы должны все вместе спеть песенку про паровозик. .Я буду запевать, а вы все вместе петь слова: «ту-ту, чик-чнк».

У меня есть паровозик

 -Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.

Он меня по рельсам возит

 Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.

У него труба и печка

-Ту-ту, чик-чик, чу-ту, чик-чик.

И волшебное колечко

-Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.

 Сяду у окна поближе

-Ту-ту, чик-чик, чу-ту, чик-чик.

-. И доеду до ...

- Ой, ребята, глядите: потерялась концовка. Что же нам делать? Не знаете? Куда же мы попали? Давайте посмотрим.( слайд)

Мы приехали в столицу Украины в город Киев , а значит, цель нашего визита - познако­миться с музыкой и культурой этого народа

 

Ребята, давайте вспомним, по каким странам мы с вами путешествовали на прошлых уроках?

Мы видели там много разных музыкальных инструментов.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Верю не верю»

Я буду называть разные музыкальные инструменты, если вы согласны со мной вы хлопаете в ладоши, если нет молчите.

Най молдавский  духовой музыкальный инструмент.

Бухай это струнный инструмент.

Балалайка клавишный музыкальный инструмент.

Флуер –молдавский духовой инструмент.

Гусли- струнный русский инструмент

Цимбалы это струнный инструмент, а играют на нём в Белоруссии?

Создаётся проблемная ситуация. В Молдавии, Украине и Белорусии есть такой инструмент.

Вывод 1. Люди этих стран играют на одних и тех же инструментах, а значит, хорошо понимают музыкальный язык друг друга.

 Объяснение нового материала.

На протяжении многих веков создавал свои песни украинский  народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, так же как и у русских, и у молдаван. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками - это музыка древних восточных славян.

Большинство белорусских народных песен и танцев ис­полняется в сопровождении народных инструментов.

Волынк- это народ­ный духовой язычковый инструмент. Музыкантов-волынщиков можно встретить и в Белорус­сии, и на Украине.

Цимбалы. Их знали и знают многие славянские народы, но наибольшее распространение они по­лучили в Украине.

Давайте послушаем их звучание.

Звучит вариация на тему украинских народных песен

К какой группе инструментов относятся цимбалы?

Да, действительно, это струнный ударный инструмент.

Слушание музыки.

Дети слушают два произведения « Гопак» и « Калинку»

Определяют их характер при помощи карточек « Настроение».

Вопросы чем отличаются эти произведения друг от друга?

Что в них общего?

Что хочется делать под музыку?

Вывод. Музыка танцевальная.

 

Разучивается песня танец « Топотушки». Отмечается народный колорит и задор присущий народной танцевальной музыке.

 

Исполнение « Топотушки» с музыкально-ритмическими движениями.

 

Итог урока. ( проводится по методике недописанный тезис)

Музыка разных народов нам понятна потому что…

·       Мы любуемся красотой природы

·       Нам весело или грустим

·       Играем по одним нотам

·       Любим свою Родину. И др.

 

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие на поезде Бологое-Киев.

Цветов на перроне видимо невидимо! Каждый может выбрать себе цветок и поместить его в общий букет. Если урок вам понравился, украсьте его красным цветком, а если нет-синим.

Домашнее задание( по выбору)

1.    Написать письмо  украинскому другу, рассказать о дружбе наших государств, о нашем уроке.

2.    Нарисовать открытку украинскому другу.

Наверх