Версия для слабовидящих

МБОУ "СОШ №10"

171080 Тверская обл., г.Бологое, пер.Школьный, д.9

Телефон

2-21-73

Эл. почта sch-10.bologoe@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10" Г.БОЛОГОЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Общие положения деятельности педагога-психолога в МБОУ "СОШ №10"

Психологическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636),  приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Уставом  образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребенка.

Развитие – это раскрытие творческого потенциала, усиление заложенных в самом ребенке возможностей, помощь ребенку в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Формирование – это направленное воздействие на ребенка с целью вызвать новые психологические образования, опираясь на прошлый опыт ребенка и учитывая его индивидуальность.

Коррекция – это совокупность мер по устранению недостатков развития. К ней примыкаеткомпенсация – перестройка сохранных функций для замещения нарушенных. 

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка,
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при учебных трудностях, при выборе образовательного и профессиональных маршрутов, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями),
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательного учреждения является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретного учреждения, так и между учреждением образования и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами районных и городского психологических центров. Это является основой для создания в рамках города систем комплексной помощи ребенку и семье.

Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Традиционно данное направление определяется как психологическое просвещение.

Формы и содержание деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в рамках сопровождения включают следующие направления:

  • комплексная диагностика,
  • развивающая и коррекционная деятельность,
  • консультирование и просвещение пе­дагогов, родителей и других участников образовательного процесса,
  • экспертная деятельность по определению и корректировке индиви­дуального образовательного маршрута,
  • социально-диспетчерская деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребёнку и его семье).

 Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.

Обязательные направления работы

Начальная  школа:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
  2. Психолого-педагогическая помощь в обучении учащимся с проблемами в обучении.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
  5. Психолого-педагогическая  помощь семье
  6. Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.

7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.

Средняя и старшая  школа:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития  кризисных состояний и групп суицидального риска.
  3. Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.

5Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

6. Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся.

7. Психолого-педагогическая  помощь семье.

Психолого-педагогическая помощь учащимся с проблемами в обучении

Цели определения готовности к школьному обучению.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, педагог-психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели диагностики готовности к обучению в школе:

  1. понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости;
  3. распределение будущих первоклассников по классам, что позволит каждому первокласснику развиваться в оптимальном для него режиме;
  4. рекомендации родителям по отсрочке на год начала обучения, особенно если ребенку на момент начала обучения будет меньше, чем 6 лет.

Определяя готовность к школе, психолог работает одновременно в трех направлениях: с учащимися, с родителями и с учителями (администрацией). По содержанию эта работа является и профилактической, и диагностической, и просветительской, и консультативной.

Психологическое обследование ребенка, поступающего в первый класс, позволяет:

  • нацелить учителя на слабые и сильные стороны ученика,
  • помочь родителям в решении воспитательных задач,
  • определить сформированность существенных, с точки зрения школьного обучения, особенностей психики ребенка, а также составить его первоначальный психологический облик.

Конечная цель определения готовности к школьному обучению – помощь самому ребенку как ученику. Результаты диагностики должны иметь практическое значение, а сама диагностика – быть этапом в решении проблем ученика.

Результаты диагностической работы с ребенком педагог-психолог фиксирует в индивидуальной карте.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении

Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых.

Проводя диагностическую работу, педагог-психолог помогает родителям и педагогам выбрать маршрут обучения каждого учащегося, что способствует оптимальной адаптации ребенка в социуме и в школе.

Цель деятельности: создание условий для адаптации младшего школьника.

Задачи деятельности:

  • диагностика причин трудностей в обучении,
  • участие в работе ПМПк образовательного учреждения,
  • разработка по решению ПМПк ОУ коррекционно-развивающих программ и их трансляция (индивидуальных/групповых), в том числе, в специальных коррекционных классах для детей VII и VIII вида и классах компенсирующего обучения.
  • отслеживание изменений в развитии,
  • рекомендации педагогам по результатам углубленной диагностики,
  • рекомендации родителям  по результатам углубленной диагностики.

Причины возникновения трудностей у учащихся:

  • мотивационная незрелость,
  • нарушения интеллекта,
  • нарушения динамики психической деятельности,
  • особенности асимметрии (левшество),
  • недостатки анализаторов (зрения, слуха),
  • логопедические нарушения,
  • личностные особенности (частично).

В чем проявляется у учащихся:

  • трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
  • неспособность освоить программу,
  • неуспеваемость,
  • ошибки в выполнении учебных заданий,
  • нарушения поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска
возникновения школьной дезадаптации.

Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях – в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех учащихся, которые:

а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,

б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,

в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,

г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.

Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных учащихся на любом этапе адаптации – как в начальной школе, так и в средней.

Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:

  1. познакомить детей с ролью школьника (различия понятий «школьник - не школьник», правила работы в команде),
  2. познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),
  3. научить ребенка задавать вопросы.

Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:

  1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком  в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:
  • Внесение изменений в параметры школьной среды для  адаптации ее к возможностям  конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).
  • Построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
  1. Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует  причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к учащемуся -  определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации – нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения. 

Содержанием  деятельности педагога-психолога с учащимися на этапе адаптации является:

  • развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),
  • коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого учащегося, адаптация которого нарушена.

Формируя адекватную социальную среду для учащихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу  с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с  конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития

кризисных состояний и групп суицидального риска.

Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в ряде случаев подростки решаются на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, из чувства протеста против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, депрессии, стрессов и ощущения потери смысла жизни. Оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, подростки ищут выход в самоубийстве. Работа педагога-психолога образовательного учреждения в рамках обязательного компонента деятельности по данной проблеме носит информационно-профилактический характер.

Основным содержанием ее является:

  • информационно-просветительская работа с родителями, учащимися, педагогическими работниками, администрацией образовательного учреждения,
  • выявление учащихся, находящихся в  кризисном состоянии,
  • консультирование родителей, учащихся, педагогов либо осуществление диспетчерской функции в зависимости от характера и глубины проблем, выявленных в ходе диагностической работы с учащимися,
  • консультирование администрации образовательного учреждения и выработка стратегии сопровождения учащихся в образовательном учреждении и вне его, программ психологической и социально-педагогической поддержки конкретного школьника.

Данное содержание реализуется  поэтапно, системно, предполагает координацию деятельности педагога-психолога и педагогических работников образовательного учреждения.

Сопровождение учащихся, находящихся в кризисном состоянии, подразумевает осуществление психологической работы непосредственно с самими школьниками. Степень помощи в образовательном учреждении определяется уровнем квалификации педагога-психолога. Учащимся в кризисном состоянии необходима специализированная психологическая помощь, и требуется дополнительное обучение всех педагогических работников, которые будут подключены к работе с выявленными учащимися.

Эти учащиеся могут быть направлены для консультации и психологической поддержки (с учетом наличия мотивации родителей) в сторонние организации медицинского и психологического профилей.

В рамках образовательного учреждения проводится совместное обсуждение педагогом-психологом, классным руководителем и администрацией особенностей жизненных ситуаций всех учащихся, указанных в первичных списках. Намечаются пути оказания социальной и педагогической поддержки учащихся, определяются ответственные за осуществление данных программ.

Профилактика возникновения суицидальных намерений у учащихся реализуется через просветительскую работу с педагогическим и родительским коллективами, а также посредством проведения классных часов (либо мини-тренингов, в зависимости от условий и возможностей конкретного образовательного учреждения и уровня квалификации конкретного педагога-психолога) с учащимися. Наряду с этим, в каждом образовательном учреждении педагогом-психологом оформляется справочно-информационный стенд с указанием организаций, осуществляющих психологическое консультирование и оказывающих психологическую поддержку в трудные минуты жизни. Социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе предоставляют на стенд информацию юридического характера и информацию о работе инспектора по охране прав детства в районном отделе образования, в образовательном учреждении, дает описание тех ситуаций, по поводу которых любой школьник может самостоятельно обратиться за помощью.

Просветительская работа с педагогическим коллективом предполагает проведение специализированных педагогических советов, в рамках которых проводится обучение педагогов навыкам распознавания кризисных состояний у учащихся, способам оказания им поддержки педагогическими  средствами, способам эффективного взаимодействия с подростками, способам урегулирования конфликтных ситуаций в классных коллективах. Педагог-психолог готовит цикл лекций, знакомящих педагогический коллектив с понятием «суицид».

Администрация образовательного учреждения консультируется педагогом-психологом по поводу общей ситуации в ОУ, по поводу тактики и стратегии проведения беседы с родителями конкретных учащихся с учетом позиции родителей по отношению к ребенку и особенностям жизненной ситуации семьи, ее конкретных членов.

Просветительская работа с родителями осуществляется через участие педагога-психолога в родительских собраниях.

                        Просветительская работа с учащимися

                 Работа педагога-психолога осуществляется в рамках классных часов. Классные часы целесообразно проводить для учащихся, начиная с 7 класса.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих как среди учеников в классе, так и при взаимодействии конкретных учащихся с педагогом требует с одной стороны работы с окружением ребенка по преодолению негативных стереотипов, формированию способности к пониманию принятию, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержки его веры в свои силы.

Превращение класса в малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной работы педагога и психолога.

Возможности педагога: создание разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально-значимая деятельность класса.

Психологическая работа позволяет сформировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия.

 Цели деятельности педагога-психолога:

  1. Профилактика конфликтов в классных коллективах
  2. Формирование класса как коллектива
  3. Сопровождение личностного развития учащихся       

Задачи деятельности:

1. Развитие навыков общения

  • у учащихся
  • у педагогов

2. Обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций

  • учащихся
  • педагогов

3. Консультирование учащихся об особенностях их характера, о их влиянии на поведение в конфликтных ситуациях

4. Консультирование педагогов об уровне развития навыков педагогического общения

5. Консультирование педагогов по вопросу индивидуальных особенностей учащихся

Причины возникновения

  1. стиль взаимоотношений (авторитарный) педагога с учащимися,
  2. отсутствие у педагога адекватных  навыков разрешения конфликтной ситуации,
  3. несформированность у учащихся навыков общения,
  4. личностные проблемы учащихся,
  5. отсутствие у педагога навыков общения с подростками, неадекватные установки (стереотипы восприятия),
  6. отсутствие у педагогов знаний об особенностях поведения конкретных учащихся в ситуации конфликта,
  7. недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе (программы воспитательной работы, внеурочной деятельности, коллективных дел).       

                                     Психолого-педагогическая помощь семье

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей и лиц их заменяющих) за воспитание детей. В связи с этим возрастает актуальность работы педагога-психолога ОУ с семьей в едином воспитательном пространстве школы.

Структура деятельности:

  • психологическая  поддержка опекунских  (принимающих) семей;
  • психологическое консультирование родителей из кровных семей группы риска социального сиротства детей (семей, не занимающихся воспитанием детей; родителей и замещающих родителей учащихся, воспитывающихся родственниками при живых родителях);
  • участие в работе конфликтной (административной) комиссии  школы по предупреждению и разрешению конфликта между семьей и школой по вопросам  воспитания и обучения ребенка, защите прав ребенка;
  • сбор информации, анализ и оформление психологических данных (характеристики) на каждого опекаемого учащегося из школьного списка для консультирования администрации ОУ, для предоставления в различные организации при запросе.

Цели:

  1. психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации и профилактика конфликтного поведения учащихся, находящихся под опекой; учащихся из семей группы  риска социального сиротства,
  2. психолого-педагогическая поддержка опекунских семей.

Задачи:

  1. Ознакомление со списком учащихся ОУ, находящимися под опекой, проживающих отдельно от родителей (неофициально проживающих в принимающих семьях – с родственниками или третьими лицами), в неблагополучных семьях, получение кратких сведений об учащихся и семье от классного руководителя, внештатного инспектора по охране прав детей и зам. директора по воспитательной работе.

Анализ особенностей учащегося из неблагополучной семьи на этапе младшей школы (карта для младшего школьника).

  1. Диагностика  особенностей взаимоотношения учащегося с членами семьи (любой категории).
  2. Выявление проблемных учащихся младшей школы (по поведению и обучению), включение учащихся из неблагополучных семей в  психолого-педагогическое сопровождения по соответствующему разделу обязательного компонента.
  3. Консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классного руководителя, опекуна (родителя) по проблемам воспитания и обучения; всех проблемных и опекунских семей (родителей) - по создании условий для реализации потребностей детей.
  4. Осуществление диспетчерской функции с целью оказания специализированной психологической помощи и социальной помощи в районе и городе (районное звено психологической службы обязано подготовить материал вместе с районным инспектором по охране прав детства).
  5. Консультирование администрации ОУ по вопросам семейной ситуации в опекунских семьях,  учащихся из неблагополучных семей.
  6. Оформление данных и психологической характеристики на каждого учащегося из первичных списков, ведение индивидуальных карт на них.
Наверх