Психологическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Уставом образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребенка.
Развитие – это раскрытие творческого потенциала, усиление заложенных в самом ребенке возможностей, помощь ребенку в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Формирование – это направленное воздействие на ребенка с целью вызвать новые психологические образования, опираясь на прошлый опыт ребенка и учитывая его индивидуальность.
Коррекция – это совокупность мер по устранению недостатков развития. К ней примыкаеткомпенсация – перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка,
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при учебных трудностях, при выборе образовательного и профессиональных маршрутов, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями),
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательного учреждения является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретного учреждения, так и между учреждением образования и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами районных и городского психологических центров. Это является основой для создания в рамках города систем комплексной помощи ребенку и семье.
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Традиционно данное направление определяется как психологическое просвещение.
Формы и содержание деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в рамках сопровождения включают следующие направления:
- комплексная диагностика,
- развивающая и коррекционная деятельность,
- консультирование и просвещение педагогов, родителей и других участников образовательного процесса,
- экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута,
- социально-диспетчерская деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребёнку и его семье).
Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.
Обязательные направления работы
Начальная школа:
- Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
- Психолого-педагогическая помощь в обучении учащимся с проблемами в обучении.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
- Психолого-педагогическая помощь семье
- Формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.
7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.
Средняя и старшая школа:
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития кризисных состояний и групп суицидального риска.
- Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска.
5. Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
6. Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся.
7. Психолого-педагогическая помощь семье.
Психолого-педагогическая помощь учащимся с проблемами в обучении
Цели определения готовности к школьному обучению.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, педагог-психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели диагностики готовности к обучению в школе:
- понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости;
- распределение будущих первоклассников по классам, что позволит каждому первокласснику развиваться в оптимальном для него режиме;
- рекомендации родителям по отсрочке на год начала обучения, особенно если ребенку на момент начала обучения будет меньше, чем 6 лет.
Определяя готовность к школе, психолог работает одновременно в трех направлениях: с учащимися, с родителями и с учителями (администрацией). По содержанию эта работа является и профилактической, и диагностической, и просветительской, и консультативной.
Психологическое обследование ребенка, поступающего в первый класс, позволяет:
- нацелить учителя на слабые и сильные стороны ученика,
- помочь родителям в решении воспитательных задач,
- определить сформированность существенных, с точки зрения школьного обучения, особенностей психики ребенка, а также составить его первоначальный психологический облик.
Конечная цель определения готовности к школьному обучению – помощь самому ребенку как ученику. Результаты диагностики должны иметь практическое значение, а сама диагностика – быть этапом в решении проблем ученика.
Результаты диагностической работы с ребенком педагог-психолог фиксирует в индивидуальной карте.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении
Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых.
Проводя диагностическую работу, педагог-психолог помогает родителям и педагогам выбрать маршрут обучения каждого учащегося, что способствует оптимальной адаптации ребенка в социуме и в школе.
Цель деятельности: создание условий для адаптации младшего школьника.
Задачи деятельности:
- диагностика причин трудностей в обучении,
- участие в работе ПМПк образовательного учреждения,
- разработка по решению ПМПк ОУ коррекционно-развивающих программ и их трансляция (индивидуальных/групповых), в том числе, в специальных коррекционных классах для детей VII и VIII вида и классах компенсирующего обучения.
- отслеживание изменений в развитии,
- рекомендации педагогам по результатам углубленной диагностики,
- рекомендации родителям по результатам углубленной диагностики.
Причины возникновения трудностей у учащихся:
- мотивационная незрелость,
- нарушения интеллекта,
- нарушения динамики психической деятельности,
- особенности асимметрии (левшество),
- недостатки анализаторов (зрения, слуха),
- логопедические нарушения,
- личностные особенности (частично).
В чем проявляется у учащихся:
- трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
- неспособность освоить программу,
- неуспеваемость,
- ошибки в выполнении учебных заданий,
- нарушения поведения.
Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях – в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех учащихся, которые:
а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,
б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,
в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,
г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.
Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных учащихся на любом этапе адаптации – как в начальной школе, так и в средней.
Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:
- познакомить детей с ролью школьника (различия понятий «школьник - не школьник», правила работы в команде),
- познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),
- научить ребенка задавать вопросы.
Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:
- Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:
- Внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к возможностям конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).
- Построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
- Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к учащемуся - определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации – нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения.
Содержанием деятельности педагога-психолога с учащимися на этапе адаптации является:
- развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),
- коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого учащегося, адаптация которого нарушена.
Формируя адекватную социальную среду для учащихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп риска развития кризисных состояний и групп суицидального риска.
Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в ряде случаев подростки решаются на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, из чувства протеста против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, депрессии, стрессов и ощущения потери смысла жизни. Оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, подростки ищут выход в самоубийстве. Работа педагога-психолога образовательного учреждения в рамках обязательного компонента деятельности по данной проблеме носит информационно-профилактический характер.
Основным содержанием ее является:
- информационно-просветительская работа с родителями, учащимися, педагогическими работниками, администрацией образовательного учреждения,
- выявление учащихся, находящихся в кризисном состоянии,
- консультирование родителей, учащихся, педагогов либо осуществление диспетчерской функции в зависимости от характера и глубины проблем, выявленных в ходе диагностической работы с учащимися,
- консультирование администрации образовательного учреждения и выработка стратегии сопровождения учащихся в образовательном учреждении и вне его, программ психологической и социально-педагогической поддержки конкретного школьника.
Данное содержание реализуется поэтапно, системно, предполагает координацию деятельности педагога-психолога и педагогических работников образовательного учреждения.
Сопровождение учащихся, находящихся в кризисном состоянии, подразумевает осуществление психологической работы непосредственно с самими школьниками. Степень помощи в образовательном учреждении определяется уровнем квалификации педагога-психолога. Учащимся в кризисном состоянии необходима специализированная психологическая помощь, и требуется дополнительное обучение всех педагогических работников, которые будут подключены к работе с выявленными учащимися.
Эти учащиеся могут быть направлены для консультации и психологической поддержки (с учетом наличия мотивации родителей) в сторонние организации медицинского и психологического профилей.
В рамках образовательного учреждения проводится совместное обсуждение педагогом-психологом, классным руководителем и администрацией особенностей жизненных ситуаций всех учащихся, указанных в первичных списках. Намечаются пути оказания социальной и педагогической поддержки учащихся, определяются ответственные за осуществление данных программ.
Профилактика возникновения суицидальных намерений у учащихся реализуется через просветительскую работу с педагогическим и родительским коллективами, а также посредством проведения классных часов (либо мини-тренингов, в зависимости от условий и возможностей конкретного образовательного учреждения и уровня квалификации конкретного педагога-психолога) с учащимися. Наряду с этим, в каждом образовательном учреждении педагогом-психологом оформляется справочно-информационный стенд с указанием организаций, осуществляющих психологическое консультирование и оказывающих психологическую поддержку в трудные минуты жизни. Социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе предоставляют на стенд информацию юридического характера и информацию о работе инспектора по охране прав детства в районном отделе образования, в образовательном учреждении, дает описание тех ситуаций, по поводу которых любой школьник может самостоятельно обратиться за помощью.
Просветительская работа с педагогическим коллективом предполагает проведение специализированных педагогических советов, в рамках которых проводится обучение педагогов навыкам распознавания кризисных состояний у учащихся, способам оказания им поддержки педагогическими средствами, способам эффективного взаимодействия с подростками, способам урегулирования конфликтных ситуаций в классных коллективах. Педагог-психолог готовит цикл лекций, знакомящих педагогический коллектив с понятием «суицид».
Администрация образовательного учреждения консультируется педагогом-психологом по поводу общей ситуации в ОУ, по поводу тактики и стратегии проведения беседы с родителями конкретных учащихся с учетом позиции родителей по отношению к ребенку и особенностям жизненной ситуации семьи, ее конкретных членов.
Просветительская работа с родителями осуществляется через участие педагога-психолога в родительских собраниях.
Просветительская работа с учащимися
Работа педагога-психолога осуществляется в рамках классных часов. Классные часы целесообразно проводить для учащихся, начиная с 7 класса.
Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения являются отношения ребенка с сообществом сверстников.
На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих как среди учеников в классе, так и при взаимодействии конкретных учащихся с педагогом требует с одной стороны работы с окружением ребенка по преодолению негативных стереотипов, формированию способности к пониманию принятию, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержки его веры в свои силы.
Превращение класса в малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной работы педагога и психолога.
Возможности педагога: создание разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально-значимая деятельность класса.
Психологическая работа позволяет сформировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия.
Цели деятельности педагога-психолога:
- Профилактика конфликтов в классных коллективах
- Формирование класса как коллектива
- Сопровождение личностного развития учащихся
Задачи деятельности:
1. Развитие навыков общения
- у учащихся
- у педагогов
2. Обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций
- учащихся
- педагогов
3. Консультирование учащихся об особенностях их характера, о их влиянии на поведение в конфликтных ситуациях
4. Консультирование педагогов об уровне развития навыков педагогического общения
5. Консультирование педагогов по вопросу индивидуальных особенностей учащихся
Причины возникновения
- стиль взаимоотношений (авторитарный) педагога с учащимися,
- отсутствие у педагога адекватных навыков разрешения конфликтной ситуации,
- несформированность у учащихся навыков общения,
- личностные проблемы учащихся,
- отсутствие у педагога навыков общения с подростками, неадекватные установки (стереотипы восприятия),
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях поведения конкретных учащихся в ситуации конфликта,
- недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе (программы воспитательной работы, внеурочной деятельности, коллективных дел).
Психолого-педагогическая помощь семье
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей и лиц их заменяющих) за воспитание детей. В связи с этим возрастает актуальность работы педагога-психолога ОУ с семьей в едином воспитательном пространстве школы.
Структура деятельности:
- психологическая поддержка опекунских (принимающих) семей;
- психологическое консультирование родителей из кровных семей группы риска социального сиротства детей (семей, не занимающихся воспитанием детей; родителей и замещающих родителей учащихся, воспитывающихся родственниками при живых родителях);
- участие в работе конфликтной (административной) комиссии школы по предупреждению и разрешению конфликта между семьей и школой по вопросам воспитания и обучения ребенка, защите прав ребенка;
- сбор информации, анализ и оформление психологических данных (характеристики) на каждого опекаемого учащегося из школьного списка для консультирования администрации ОУ, для предоставления в различные организации при запросе.
Цели:
- психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации и профилактика конфликтного поведения учащихся, находящихся под опекой; учащихся из семей группы риска социального сиротства,
- психолого-педагогическая поддержка опекунских семей.
Задачи:
- Ознакомление со списком учащихся ОУ, находящимися под опекой, проживающих отдельно от родителей (неофициально проживающих в принимающих семьях – с родственниками или третьими лицами), в неблагополучных семьях, получение кратких сведений об учащихся и семье от классного руководителя, внештатного инспектора по охране прав детей и зам. директора по воспитательной работе.
Анализ особенностей учащегося из неблагополучной семьи на этапе младшей школы (карта для младшего школьника).
- Диагностика особенностей взаимоотношения учащегося с членами семьи (любой категории).
- Выявление проблемных учащихся младшей школы (по поведению и обучению), включение учащихся из неблагополучных семей в психолого-педагогическое сопровождения по соответствующему разделу обязательного компонента.
- Консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классного руководителя, опекуна (родителя) по проблемам воспитания и обучения; всех проблемных и опекунских семей (родителей) - по создании условий для реализации потребностей детей.
- Осуществление диспетчерской функции с целью оказания специализированной психологической помощи и социальной помощи в районе и городе (районное звено психологической службы обязано подготовить материал вместе с районным инспектором по охране прав детства).
- Консультирование администрации ОУ по вопросам семейной ситуации в опекунских семьях, учащихся из неблагополучных семей.
- Оформление данных и психологической характеристики на каждого учащегося из первичных списков, ведение индивидуальных карт на них.