МБОУ "СОШ № 10"

171080, Тверская обл., г. Бологое, пер. Школьный, д. 9

Телефон горячей линии +7 (48238) 2-21-73

sch-10.bologoe@mail.ru

Кислородосодержащие органические вещества

Цель урока:

  1. обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические вещества»;
  2. отработать умение работать в коллективе, отвечать за собственные поступки, научиться самоанализу;
  3. выработать умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее состоятельность.

Ход урока

Урок идет с использование компьютерной презентации (см. приложение). Класс разбивается на четыре группы. За каждое правильно выполненное задание группа набирает очки, которые идут в итоговый зачет по данной теме.

1 этап. Воспоминание.

Учащие вспоминают, какие кислородосодержащие органические вещества они изучили (спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры).

2 этап. Узнавание.

На следующем слайде учащиеся видят общие формулы четырех классов кислородосодержащих органических веществ (одноатомных спиртов, карбоновых кислот, альдегидов и сложных эфиров). Они должны определить для какого класса подходят данные формулы и объяснить свой выбор.

3 этап. Называние.

На слайде приведены сокращенные структурные формулы представителей четырех классов кислородосодержащих органических веществ. Учащиеся должны определить к какому классу относятся каждое из предложенных веществ и дать им название.

4 этап. «Кот в мешке».

В органическом синтезе много именных реакций. На данном этапе учащиеся должны вспомнить названия практически всех реакций органического синтеза. Этап проходит следующим образом. Учитель подходит к ученику в классе и тот вытаскивает из мешочка полоску бумажки, на которой написаны названия реакций. Учащиеся должны объяснить, что это за реакция, и, если она идет в присутствии катализатора или других условий, указать их. Реакции могут быть следующие: гидрирования, дегидрирования, гидратации, дегидратации, реакция Кучерова, гидрогалогенирования, реакция «серебряного зеркала», реакция «медного зеркала», этерификации, гидрогалогенирования, полного окисления, восстановления.

5 этап. «Мозаика».

У учащихся на столах лежат конверты под названием «Мозаика». В конвертах находятся листочки с написанными на них углеводородными радикалами и функциональными группами. Учащиеся должны собрать структурные формулы представителей каждого класса кислородосодержащих соединений и назвать  их.

6 этап. «Догони и угадай».

Учащиеся решают по одной цепочке превращений. В итоге они должны угадать каждое зашифрованное вещество.

7 этап. Контрольный тест.

После выполнения задания «Догони и угадай» учащиеся приступают к выполнению индивидуального теста по данной теме. В него входит 12 вопросов. На каждый вопрос дается четыре правильных ответа. По завершении работы над тестом учащиеся приступают к самоконтролю. На экран выводятся правильные ответы и критерии оценки теста. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на экране и по критериям выставляют себе оценки за контрольный тест. Таким образом, на уроке учащиеся могут получить две оценки: за набранные баллы при прохождении этапов урока и за контрольный тест.

7 этап. «Угадай и докажи».

Применение и значение спиртов, карбоновых кислот и альдегидов.

На экран выводятся различные слова, связанные с данной темой. Например: крапива, муравей, самолет, вино, крем, уксус и т.д. Учащиеся должны рассказать, с каким из классов кислородосодержащих органических веществ оно связано и почему.

В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, выставляются оценки.

Домашнее задание.

Творческое задание – написать статью «О пользе…» – учащиеся выбирают о каком классе кислородосодержащих соединений они будут писать.

Наверх