Цели:
-- формирование у школьников конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры,
- развитие познавательного интереса, творческой активности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, дружеских отношений.
Оборудование: набор карточек « Настроение»
Музыкальный материал: Русская народная песня « Калинка», украинская песня « Во станиченьке», русские балалаечные наигрыши, украинский танец « Гопак» в исполнении струнных инструментов.
Ход урока
Приветствие «Музыкальный звонок» . Е. Титчеевой.
Учитель. Добрый день! Я проводник поезда. Нам пора отправляться в путешествие. До отправления поезда осталось 5 минут. Чтобы путешествие было удачным, мы должны все вместе спеть песенку про паровозик. .Я буду запевать, а вы все вместе петь слова: «ту-ту, чик-чнк».
У меня есть паровозик
-Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
Он меня по рельсам возит
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
У него труба и печка
-Ту-ту, чик-чик, чу-ту, чик-чик.
И волшебное колечко
-Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
Сяду у окна поближе
-Ту-ту, чик-чик, чу-ту, чик-чик.
-. И доеду до ...
- Ой, ребята, глядите: потерялась концовка. Что же нам делать? Не знаете? Куда же мы попали? Давайте посмотрим.( слайд)
Мы приехали в столицу Украины в город Киев , а значит, цель нашего визита - познакомиться с музыкой и культурой этого народа
Ребята, давайте вспомним, по каким странам мы с вами путешествовали на прошлых уроках?
Мы видели там много разных музыкальных инструментов.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Верю не верю»
Я буду называть разные музыкальные инструменты, если вы согласны со мной вы хлопаете в ладоши, если нет молчите.
Най молдавский духовой музыкальный инструмент.
Бухай это струнный инструмент.
Балалайка клавишный музыкальный инструмент.
Флуер –молдавский духовой инструмент.
Гусли- струнный русский инструмент
Цимбалы это струнный инструмент, а играют на нём в Белоруссии?
Создаётся проблемная ситуация. В Молдавии, Украине и Белорусии есть такой инструмент.
Вывод 1. Люди этих стран играют на одних и тех же инструментах, а значит, хорошо понимают музыкальный язык друг друга.
Объяснение нового материала.
На протяжении многих веков создавал свои песни украинский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, так же как и у русских, и у молдаван. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками - это музыка древних восточных славян.
Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов.
Волынк- это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов-волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине.
Цимбалы. Их знали и знают многие славянские народы, но наибольшее распространение они получили в Украине.
Давайте послушаем их звучание.
Звучит вариация на тему украинских народных песен
К какой группе инструментов относятся цимбалы?
Да, действительно, это струнный ударный инструмент.
Слушание музыки.
Дети слушают два произведения « Гопак» и « Калинку»
Определяют их характер при помощи карточек « Настроение».
Вопросы чем отличаются эти произведения друг от друга?
Что в них общего?
Что хочется делать под музыку?
Вывод. Музыка танцевальная.
Разучивается песня танец « Топотушки». Отмечается народный колорит и задор присущий народной танцевальной музыке.
Исполнение « Топотушки» с музыкально-ритмическими движениями.
Итог урока. ( проводится по методике недописанный тезис)
Музыка разных народов нам понятна потому что…
· Мы любуемся красотой природы
· Нам весело или грустим
· Играем по одним нотам
· Любим свою Родину. И др.
Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие на поезде Бологое-Киев.
Цветов на перроне видимо невидимо! Каждый может выбрать себе цветок и поместить его в общий букет. Если урок вам понравился, украсьте его красным цветком, а если нет-синим.
Домашнее задание( по выбору)
1. Написать письмо украинскому другу, рассказать о дружбе наших государств, о нашем уроке.
2. Нарисовать открытку украинскому другу.