МБОУ "СОШ № 10"

171080, Тверская обл., г. Бологое, пер. Школьный, д. 9

Телефон горячей линии +7 (48238) 2-21-73

sch-10.bologoe@mail.ru

Уроки творчества и фантазии

Цели урока: углубить понимание художественного образа -поэтического, музыкального и живописного; расширить нравст­венно-эстетическое  восприятие родной  природы; продолжить работу по развитию вокально-певческих данных.

 

 Оборудование: набор цветовых оттенков.

Музыкальный материал:

1. В. Шаинский «Улыбка».

2. «На горе то калина» (русская народная песня).

3Свиридов Весна.Осень.  иллюстрации к повести А.С. Пушкина

 « Метель»

4. Т. Попатенко. «Скворушка прощается».

8. Э. Григ. «Утро».

9. « Мир похож на цветной луг» В Шаинский.

 

 

                                                             ...Пусть добрым будет ум у вас.

                                                      А сердце - умным будет.

                                                                                              С. Маршак.

Ход урока

Учащиеся входят в класс под песню В. Шаинского «Улыбка».

Распевка « Давайте поздороваемся» на основе трезвучий, нисходящх и восходящих звукорядов, интервалов.

·       Здравствуйте те у кого хорошее настроение.

·       Те у кого сегодня хорошие отметки

·       Те кто любит петь и т.д.

 

Вступительное слово учителя.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другими жанрами искусства. Искусство - это созидания прекрасного человеком и для человека. Пусть плоды этого твор- чества делают вашу душу духовно богатой, а поступки благо- родными. Не случайно для нашего урока фантазии и творчества я взяла прекрасные слова С. Я. Маршака:

«Пусть добрым будет ум у вас, А сердце - умным будет.»

 

 

Звучит музыка из сюиты «Пер Гюнпг» Э. Грига «Утро».

 

Учитель. Посмотрите вокруг себя. Мир такой огромный и волшебный. А волшебство можно увидеть и услышать повсю­ду: в пении птиц, в порывах ветра, в гудении проводов, в лучах яркого солнца.

- Ребята, а какое время года у нас сейчас?

- Какими красками можно нарисовать осень?

- Если бы вы были художниками, что бы вы изобразили на своих картинах с осенним пейзажем?

 

Запись на слайде: «Пейзаж- изображение природы».

 

Учитель. Известные русские художники с большой любо­вью и мастерством изображали на своих полотнах осенние пей­зажи. Посмотрите их, пожалуйста.

Показываются репродукции картин об осени..

Учитель. Ребята на ваших партах лежат карточки, на которых стихи об осени. Прочитайте их и решите к какой из картин эти стихи больше подходят.

После просмотра и прочтения стихов проводится обсуждение.

Почему вы сделали такой  выбор?

Какие краски использовал художник?

Поэт?

Учитель. В музыке тоже много красивых произведений, которые связаны с осенью, с осенним настроением.

Звучит песня Т. Попатенко « Скворушка прощается)

Понравилась вам эта песня? О чем она?

- Какая форма присуща песне? (Куплетная.)

В каком регистре она прозвучала? (В среднем и высоком.)

Каков характер песни? (Грустный, задумчивый.)

Учитель. Ребята, я вижу, что вы прекрасно умеете слы­шать и слушать музыку. Мы вернемся еще к этой песне на сле­дующем уроке. А кто расскажет нам стихи об осени?

 

Учащиеся читают стихи.

 

Учитель. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай ме­лодию». Только эта игра будет необычной. Я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение, вы его изображаете в определенном цветовом оттенке только одной полосой. Если услышите смену настроения в музыке, изобразите  и её тоже. Набор  цветовых оттенков вы видите на доске. Но перед тем как начать игру, произнесем волшебные слова,

 

 

Читается хором стихотворение Лидии Герасимовой.

Я полоску проведу

А потом другую.

Ровно кисточку веду-

Лесснку рисую.

Раз! Ступенька!

 Два! Ступенька!

 Отдохну-ка я маленько,

А потом опять стану рисовать!

Дети  слушают музыкальные  произведения  и сравнивают с каким-то временем года.

Свиридов Весна.Осень.  иллюстрации к повести А.С. Пушкина

 « Метель».

 

В процессе работы учитель делает комментарии

Учитель. Ребята, к какому времени года вы отнесли  каж­дое из произведений по цветовой гамме?

Ответы детей.

Проводится физкультминутка.

«Я    ХУДОЖНИК»

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу...

(Поворот ладони левой руки к себе, палъцы вместе изо­бражение листа бумаги. Указательный палец правой руки ка­рандаш Проводём пальцем по твой ладони линию -дорогу )

 На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову...

(Правая и левая руки сжаты в кулаки, большой палец и ми­зинец каждой иаз них слегка оттопыриваются в стороны, пока­зывая рога быка и коровы. Дети произносят; «Му-у!».)

Направо дом...

(Пальцы складывают домиком)

Налево сад...

(Кисти рук скрещиваются в запястье ~ изображают дере­вья. Раздвинув пальцыдетишевелят ими, будто раскачивают­ся ветки.)

В саду 12 точек- ....

(Указательным пальцем правой руки - «карандашом.» - ри­суют точки па левой ладони,)

На ветках яблоки висят,

И дождичек их мочит...

(Встряхивание кистями рук - имитация капель дождя.)

Потом поставил стул и стол.,,

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой руки.)

Тянусь как можно выше...

(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжени­ем тянутся вверх.)

Уф! Свой рисунок приколол

 -Совсем неплохо вышел!

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - под­нятую в вертикальном положении ладонь. Улыбка удовлетво­рения на лице.)

Учитель. Ребята, как вы представляем себе осень?

Учитель. Ребята, мы с вами знаем, что с прихо­дом осени  наступает пора сбора урожая. Целый день гудят в по­ле трактора. Сельские труженики заботятся о будущем урожае. И вы, когда подрастете, будете хорошо трудиться, еще больше любить свою землю-кормилицу, свою родину, ее красоту, богат­ство и многогранную культуру.

Нашим ребятам очень нравится исполнять русские народные песни. Сейчас мы спеем песню «На горе то калина».

 

Исполнение пение  музыкально  ритмическими  движениями.

 

Учитель, Наш урок подходит к концу. Но впереди у нас еще много встреч с музыкой, которая учит нас быть добрыми, честными. Я буду очень рада, если после наших встреч вы будете стараться быть умнее, добрее, внимательнее ко всем людям. - Что всего нужнее на земле?

Дети. Дружба, улыбка!

Дети исполняют песню В. Шаинского « Мир похож на цветной луг»

Домашнее задание. Ребята мир огромен и прекрасен, но увидеть всю красоту может только творческий человек. Дома вы  выполните творческое задание для него вы можете выбрать любой вид деятельности: стихи, рисунки, сказки об осени, а может быть вам удастся сочинить песенку мы с удовольствием познакомимся с вами на следующем уроке.

Учащиеся покидают класс под музыку песни В. Шаинског «Улыбка».

Наверх