Цели урока: углубить понимание художественного образа -поэтического, музыкального и живописного; расширить нравственно-эстетическое восприятие родной природы; продолжить работу по развитию вокально-певческих данных.
Оборудование: набор цветовых оттенков.
Музыкальный материал:
1. В. Шаинский «Улыбка».
2. «На горе то калина» (русская народная песня).
3Свиридов Весна.Осень. иллюстрации к повести А.С. Пушкина
« Метель»
4. Т. Попатенко. «Скворушка прощается».
8. Э. Григ. «Утро».
9. « Мир похож на цветной луг» В Шаинский.
...Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце - умным будет.
С. Маршак.
Ход урока
Учащиеся входят в класс под песню В. Шаинского «Улыбка».
Распевка « Давайте поздороваемся» на основе трезвучий, нисходящх и восходящих звукорядов, интервалов.
· Здравствуйте те у кого хорошее настроение.
· Те у кого сегодня хорошие отметки
· Те кто любит петь и т.д.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другими жанрами искусства. Искусство - это созидания прекрасного человеком и для человека. Пусть плоды этого твор- чества делают вашу душу духовно богатой, а поступки благо- родными. Не случайно для нашего урока фантазии и творчества я взяла прекрасные слова С. Я. Маршака:
«Пусть добрым будет ум у вас, А сердце - умным будет.»
Звучит музыка из сюиты «Пер Гюнпг» Э. Грига «Утро».
Учитель. Посмотрите вокруг себя. Мир такой огромный и волшебный. А волшебство можно увидеть и услышать повсюду: в пении птиц, в порывах ветра, в гудении проводов, в лучах яркого солнца.
- Ребята, а какое время года у нас сейчас?
- Какими красками можно нарисовать осень?
- Если бы вы были художниками, что бы вы изобразили на своих картинах с осенним пейзажем?
Запись на слайде: «Пейзаж- изображение природы».
Учитель. Известные русские художники с большой любовью и мастерством изображали на своих полотнах осенние пейзажи. Посмотрите их, пожалуйста.
Показываются репродукции картин об осени..
Учитель. Ребята на ваших партах лежат карточки, на которых стихи об осени. Прочитайте их и решите к какой из картин эти стихи больше подходят.
После просмотра и прочтения стихов проводится обсуждение.
Почему вы сделали такой выбор?
Какие краски использовал художник?
Поэт?
Учитель. В музыке тоже много красивых произведений, которые связаны с осенью, с осенним настроением.
Звучит песня Т. Попатенко « Скворушка прощается)
- Понравилась вам эта песня? О чем она?
- Какая форма присуща песне? (Куплетная.)
~ В каком регистре она прозвучала? (В среднем и высоком.)
- Каков характер песни? (Грустный, задумчивый.)
Учитель. Ребята, я вижу, что вы прекрасно умеете слышать и слушать музыку. Мы вернемся еще к этой песне на следующем уроке. А кто расскажет нам стихи об осени?
Учащиеся читают стихи.
Учитель. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай мелодию». Только эта игра будет необычной. Я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение, вы его изображаете в определенном цветовом оттенке только одной полосой. Если услышите смену настроения в музыке, изобразите и её тоже. Набор цветовых оттенков вы видите на доске. Но перед тем как начать игру, произнесем волшебные слова,
Читается хором стихотворение Лидии Герасимовой.
Я полоску проведу
А потом другую.
Ровно кисточку веду-
Лесснку рисую.
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохну-ка я маленько,
А потом опять стану рисовать!
Дети слушают музыкальные произведения и сравнивают с каким-то временем года.
Свиридов Весна.Осень. иллюстрации к повести А.С. Пушкина
« Метель».
В процессе работы учитель делает комментарии
Учитель. Ребята, к какому времени года вы отнесли каждое из произведений по цветовой гамме?
Ответы детей.
Проводится физкультминутка.
«Я ХУДОЖНИК»
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу...
(Поворот ладони левой руки к себе, палъцы вместе - изображение листа бумаги. Указательный палец правой руки карандаш Проводём пальцем по твой ладони линию -дорогу )
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову...
(Правая и левая руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой иаз них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят; «Му-у!».)
Направо дом...
(Пальцы складывают домиком)
Налево сад...
(Кисти рук скрещиваются в запястье ~ изображают деревья. Раздвинув пальцы, детишевелят ими, будто раскачиваются ветки.)
В саду 12 точек- ....
(Указательным пальцем правой руки - «карандашом.» - рисуют точки па левой ладони,)
На ветках яблоки висят,
И дождичек их мочит...
(Встряхивание кистями рук - имитация капель дождя.)
Потом поставил стул и стол.,,
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой руки.)
Тянусь как можно выше...
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
Уф! Свой рисунок приколол
-Совсем неплохо вышел!
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.)
Учитель. Ребята, как вы представляем себе осень?
Учитель. Ребята, мы с вами знаем, что с приходом осени наступает пора сбора урожая. Целый день гудят в поле трактора. Сельские труженики заботятся о будущем урожае. И вы, когда подрастете, будете хорошо трудиться, еще больше любить свою землю-кормилицу, свою родину, ее красоту, богатство и многогранную культуру.
Нашим ребятам очень нравится исполнять русские народные песни. Сейчас мы спеем песню «На горе то калина».
Исполнение пение музыкально ритмическими движениями.
Учитель, Наш урок подходит к концу. Но впереди у нас еще много встреч с музыкой, которая учит нас быть добрыми, честными. Я буду очень рада, если после наших встреч вы будете стараться быть умнее, добрее, внимательнее ко всем людям. - Что всего нужнее на земле?
Дети. Дружба, улыбка!
Дети исполняют песню В. Шаинского « Мир похож на цветной луг»
Домашнее задание. Ребята мир огромен и прекрасен, но увидеть всю красоту может только творческий человек. Дома вы выполните творческое задание для него вы можете выбрать любой вид деятельности: стихи, рисунки, сказки об осени, а может быть вам удастся сочинить песенку мы с удовольствием познакомимся с вами на следующем уроке.
Учащиеся покидают класс под музыку песни В. Шаинског «Улыбка».